Крыло без элеронов – успешное испытание прототипа

Авиация

Британская корпорация BAE Systems PLC, весной этого года успешно испытала беспилотный самолёт Magma, крылья которого были лишены подвижных элементов управления полётом – элеронов. Начиная с 1902 года, этот механизм управления креном, использовался на всех летательных аппаратах, и считается неотъемлемой частью крыла самолёта.

Крыло без элеронов – успешное испытание прототипа

Однако работа элеронов вызывает нежелательные побочные эффекты (рысканье по курсу или «реверс элеронов»), для устранения которых в конструкцию планера вводят дополнительные механизмы. Теперь появился шанс перейти к новым технологиям.

Устройство крыла без элеронов

В обычном крыле, отклонение элерона вниз, изменяет направление потока воздуха и увеличивает подъёмную силу, а подъём вверх – уменьшает её. Но для управления, требуется сложная система механизации крыла, что значительно увеличивает вес летательного аппарата и повышает вероятность выхода из строя какого-то из элементов конструкции.
Чтобы отклонять набегающий поток воздуха, инженеры BAE Systems PLC предложили использовать специально интегрированные в крыло узкие щели. Но перед тем как попасть в эти каналы, воздух разгоняется реактивным двигателем до сверхзвуковых скоростей.

Одной из сложнейших задач была проблема отклонения потока воздуха. Если использовать механические элементы, то резко снижается надёжность всей конструкции.

Подобная схема была опробована в отечественном истребителе МиГ-21, и от неё отказались по причине регулярного выхода из строя после забивки воздуховодов.

Да и механические элементы были установлены на внешней поверхности крыла, что в свою очередь увеличивало аэродинамическое сопротивление.

Крыло без элеронов – успешное испытание прототипа

В БПЛА Magma, для отклонения реактивного потока воздуха использовали цилиндр, интегрированный вдоль щели! Если цилиндр поднимался вверх, то поток воздуха обтекал его снизу, и увеличивал подъёмную силу крыла, а если его прижимали вниз, то реактивная струя выходила сверху щели.

Крыло без элеронов – успешное испытание прототипа

В этой концепции, разработчикам удалось полностью нивелировать инерционность системы, при этом летательный аппарат стал более послушным в управлении.

Перспективы крыла без элеронов

Уже сейчас, даже на стадии экспериментальных полётов, доказано что подобная компоновка крыла снижает аэродинамическое сопротивление на 4-7%, что приводит к более экономичному расходу топлива.
Сборка крыла без элеронов обходится на 20% дешевле, и занимает в два раза меньше времени. Полное удаление старой системы механизации крыла, облегчает конструкцию почти на 17%, что опять влияет на экономичность полёта.

Крыло без элеронов – успешное испытание прототипа

Для военных целей, крыло без элеронов настоящий прорыв, в создании самолётов по СТЕЛС технологии. Ведь концепция снижения радиозаметности, базируется на скрупулёзных расчётах геометрии поверхности, чтобы увеличить рассеивание отражённого сигнала. А любые изменения формы крыла, нивелируют всю точность проектирования.
С крылом без элеронов, военные рассчитывают на порядок снизить радиозаметность летательных аппаратов.

Оцените статью
Future Magazine
Добавить комментарий

Adblock
detector