Мультимодальные авиаперевозки — новая жизнь старых идей

По расчётам специалистов, к 2028-2030 году, загрузка крупных аэропортов во всем мире превысит все допустимые пределы. Справиться с ростом пассажиропотока простым увеличением числа посадочных терминалов будет уже невозможно.

Чтобы обойти это «бутылочное горло», инженеры из Национального Швейцарского Политехнического Института предложили развивать концепцию мультимодальных перевозок (проект Clip-Air), предложенную ещё в 1950 году.

Что такое мультимодальные перевозки?

Представьте такую ситуацию: где-то в небольшом городе, в котором даже нет аэропорта, собирается группа туристов, желающих отправиться на другой конец земного шара. Они садятся в специальную капсулу на ж/д вокзале, размещаются по каютам/купе, а через сутки выходят уже на другом континенте, причём может быть даже в таком населённом пункте, где даже нет аэропорта.

Мультимодальные авиаперевозки - новая жизнь старых идей

Сейчас это видится как фантастика, но уже существуют летающие прототипы, выполненные в уменьшенном масштабе.

Техническая концепция

Принцип проекта Clip-Air основывается на особой конструкции самолётов. Они будут представлять собой два отдельных элемента:

  • Самолёт особой конструкции, у которого нет фюзеляжа в привычном понимании.

Мультимодальные авиаперевозки - новая жизнь старых идей

  • Капсула, которая приспособлена для фиксации под высокопланом.

Мультимодальные авиаперевозки - новая жизнь старых идей

Ключевым элементом является возможность адаптировать капсулу под разные цели.

Пассажирские капсулы будут оснащаться системой BPS. В случае катастрофу, она раскрывает парашютную систему, и модуль плавно опускается на землю.

В них можно обустроить VIP каюты, эконом-салон, грузовой отсек или даже мобильный медицинский модуль.

Исторические предшественники

В США, в 1950 году был разработан и собран самолёт Fairchild XC-120 Packplane. Он почти полностью вписывался в данный концепт. Он прошёл лётные испытания и показал довольно хорошие результаты.

Мультимодальные авиаперевозки - новая жизнь старых идей

Но у него было слабое место – слишком высокие стойки шасси. Такая компоновка формировала элемент нестабильности, при взлёте/посадке, а новых материалов для нивелирования этого эффекта, в то время не было. Поэтому проект был заброшен.

Современное состояние гондолопланов

Пока швейцарский институт разрабатывал концепцию развития этих гондолопланов, французская фирма AKKA уже изготовила и продемонстрировала в конце июня 2019 года модель своего мультимодального самолёта Link & Fly.

Копия в масштабе 1:13 позволяет максимально полно оценить лётные качества и аэродинамические характеристики в естественных условиях.

Оцените статью
Future Magazine
Добавить комментарий

Adblock
detector